Патриотическое воспитание детей и молодежи методами экспериментальной истории и Современного мечевого боя

Давыдова М. В.

Астахова М.

Бударгин А. Е.

Патриотическое воспитание детей и молодежи методами экспериментальной истории и Современного мечевого боя

            На сегодняшний день в России вопрос патриотического воспитания чрезвычайно важен. Что мы обычно понимаем под патриотизмом? Патриотизм – это уникальный нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить свои частные интересы его интересам. Это понятие включает в себя гордость за достижения и успехи своей Родины, желание сохранять её культурные особенности, идентификацию себя как гражданина, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Являясь одной из главенствующих ценностей, патриотизм затрагивает социальный, нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты жизни нашего общества.

       Детский возраст является наиболее сенситивным для патриотического воспитания и оптимальным для формирования активной жизненной и гражданской позиции будущего члена общества. Это период активного развития личности ребенка, его интересов, принципов и жизненных идеалов. Именно поэтому особенно важно с детства прививать патриотические ценности, которые в дальнейшем будут решать сложную и важную задачу - формировать общественное самосознание будущих поколений, обогащенное историческим опытом, физическим здоровьем и патриотическим настроем.

            Великая наука — История — на протяжении многих веков накапливала информацию о прошлом, оставаясь при этом оторванной от практики. Разве можно по-настоящему прочувствовать исторические события, просто стоя с указкой у карты или читая сухие записи в летописях? Дети в школе не осознают значимость изучения истории и не понимают, зачем им рассказывают об Иване Грозном или о периоде НЭПа. Мало кто из современных родителей может похвастаться тем, что они не сталкивались с такой проблемой у своего ребенка. А значит, на сегодняшний день исторический опыт предшествующих эпох не передается из поколения в поколение, и мы забываем историю наших предков, которым мы должны быть благодарны за наши жизни.

            Как известно, «все мы родом из детства», поэтому и начинать внедрение такой системы необходимо, в первую очередь, с семьи и системы основного и дополнительного образования. Нам кажется, что одним из способов преодоления этой проблемы может стать сплав истории с педагогикой и практикой. Мы считаем, что поспособствовать этому может «экспериментальная история», в которой сочетаются историческая наука, историческая реконструкция, экспериментальная археология и, конечно же, педагогика, а также целый ряд практических систем.

            Очень важно, чтобы методы обучения «экспериментальной истории» вызывали уважение и любовь к истории, патриотические настроения, а также были понятны и доступны детям и молодежи с любым уровнем образования и из семей любого финансового обеспечения. Ведь самое главное — не только узнать, но понять, осмыслить, применить к жизни и передать последующим поколениям те знания о нашем прошлом, которые станут для них живым наследием. Только с помощью индивидуального самосознания отдельной личности, пробуждения бережного и внимательного отношения к прошлому, к последствиям своих поступков и действий, мы сможем «пошатнуть» социальную пассивность.

            Мы считаем, что методы воздействия «экспериментальной истории» в значительной степени будут иметь результат при использовании совместно с физическим воспитанием ребенка, а так же с тренировкой его выносливости и целеустремленности. Для этих целей хорошими инструментами являются Историческая реконструкция (познавательно-прикладная составляющая) и Современный мечевой бой (спортивно-психологическая составляющая).

"Художественное ремесло представляет ценность духовную, художественно-историческую, это важный фактор художественного воспитания масс и приобщения их к подлинным эстетическим ценностям"*, - писал В. Толстой. Приобщение к произведениям  народных промыслов дает возможность глубже понять народную культуру, душу народа, служит делу воспитания патриотизма подрастающего поколения. Такая работа помогает сохранять многие памятники искусства в различных его проявлениях, поэтому она имеет огромное воспитательное значение.

При изготовлении предметов быта (посуды, одежды, орудий труда), приспособлений для охоты или войны, и других необходимых для жизни предметов, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т. е. делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Все изделия из дерева: утварь, посуда, орудия труда покрывались резным или расписным орнаментом. В культуре Древней Руси также были широко распространены металлообработка, ковка, литье, чеканка, филигрань, зернь, гончарное дело, ювелирное искусство и многие другие виды ремесел.

Возрождая эти традиции и уделяя исконно-русским ремесленным традициям должное внимание, мы воссоздаем образы далекой старины, связывающие настоящее с прошлым. Именно глубокое уважение к самобытной культуре и памяти своих предков является базой для укрепления единства нашей страны, служит фундаментом нашей сегодняшней жизни. Мы строим мосты, с помощью которых сможем соединить наш XXI век с многовековой историей нашей Родины.

В настоящее время особую роль приобретает важность воспитания силы духа, стрессоустойчивости и умение постоять за себя, так как на сегодняшний день существует огромная необходимость противостоять действию стрессовых факторов и другим жизненным трудностям. Как сказал Д.И. Менделеев: «Знания без воспитания все равно что меч в руках сумасшедшего». Действительно, без воспитания духовного «стрежня» трудно говорить о духовной состоятельности человека.

Эта мысль хорошо иллюстрируется примером воспитания детей и подростков в Древней Греции, где основной упор греки делали на воспитание достойного гражданина своего государства, преисполненного долгом перед обществом. Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, так и в нравственном, умственном и эстетическом отношении.  По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.

Более того, хотелось бы привести пример кадетского воспитания, на чей счет выразился Сергей Миронов: «Спасти детские жизни и вырастить настоящих патриотов поможет кадетское образование и воспитание». Кадетские корпуса начали свое существование в нашей стране с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. Исторически сложилось, что, отдавая ребенка в кадетский корпус, родители были уверены в качестве образования и воспитания, основанного на уважении к старшим и любви к Родине. Там обязательно давали не только теоретические знания по разным наукам, но и обучали фехтованию, борьбе, меткой стрельбе из огнестрельного оружия, а также танцам, этикету, риторике. Все это создавало здоровый дух в здоровом теле.

Безусловно, исторически фехтование играло огромную роль в формировании силы духа, стрессоустойчивости и благородства воинов любой эпохи. Фехтование имеет тысячелетнюю историю, и оно продолжает оставаться актуальным до наших дней. В средние века фехтование считалось непременным элементом воспитания рыцаря и дворянина, средством превращения мальчика в благородного мужчину и мужественного солдата. Незаслуженно забытое в начале двадцатого века, это искусство в наши дни переживает второе рождение, создавая при этом новые уникальные виды спорта!

Один из них - Современный мечевой бой, который не уступает фехтованию абсолютно ни в чем, и даже имеет свои преимущества: этот вид спорта абсолютно безопасен, т.к. в нем используются мягкие щиты, мечи, безопасная экипировка и им может заниматься абсолютно каждый, независимо от возраста, пола и физических возможностей. Современный мечевой бой учит ребенка по-новому воспринимать свое тело, улучшит координацию движений, поможет достичь гибкости, гармоничности и точности движений. Более того, возможно открыть в себе скрытые резервы и силу духа, противостоя в поединке соперникам. Этот вид единоборств помогает через действие получить детям все то, что можно долго и безуспешно объяснять словами, через телесное взаимодействие – важность целеустремленности, мужественности, способности преодолевать трудные ситуации, умение достойно проигрывать и учиться на своих ошибках и др.

Известно, что поединок – это метафора отношений. Через условно боевое взаимодействие дети и подростки увидят, легко ли им проявлять инициативу, доверять партнеру и себе, быть честным с собой и с другими. Все эти возможности открывает для нас Современный мечевой бой, которым могут заниматься все желающие. Им также могут заниматься люди с ограниченными возможностями. Этот спорт подходит для каждого.

            Современный мечевой бой представляет собой единоборство спортсменов, использующих «рубящую» технику средневековым клинковым оружием, при этом применяющих безопасный спортивный инвентарь — «спортивный меч» и «спортивный щит», изготовленных из мягких полимерных материалов. Особенность Современного мечевого боя, как вида единоборств, в том, что он способствует развитию воли к победе, целеустремленности и умению соревноваться по правилам, не поощряя агрессивность.
Большое внимание в тренировочном процессе уделяется развитию навыков самоконтроля и управления эмоциями в стрессовых ситуациях, ребятам прививаются нормы благородства и уважения к сопернику в поединке. В программу тренировок входят: общая и специальная физическая подготовка, развитие координации и ловкости, скорости реакции, выносливости; базовая и углубленная техника фехтования спортивным мечом и щитом, двумя мечами; упражнения на развитие тактического мышления, навыков оценки ситуации, принятия решений и предвидения намерений противника.

            Ежегодно в Москве и в Подмосковье, а также в различных городах России проводятся десятки соревнований. Современный мечевой бой в настоящее время развивается в 45 регионах России. Существуют региональные отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Казани, Архангельске, Красноярске, Перми, Тюмени, Новосибирске, Туле, Челябинске, Тамбове, Калининграде, Самаре, Калуге, Мурманске и их число все время растет. Современный мечевой бой также активно развивается в странах СНГ и ближнего зарубежья – Украине, Белоруссии, Польше, Эстонии, Латвии.

            Продуктивного результата в создании системы патриотического воспитания детей и молодежи мы можем достигнуть, соединив два важнейших инструмента – Экспериментальную историю и Современный мечевой бой.

Наша цель - создать единую систему «полного цикла», в которой каждый ребенок, а потом и подросток, и молодой человек, мог бы найти для себя широкое поле для самореализации и активизации всех своих лучших способностей и качеств.

В систему входят:

  • цикл детских спортивно-исторических лагерей,
  • сеть детских и молодежных секций по всей стране,
  • проведение соревнований различного уровня по всей России и за рубежом,
  • регулярные массовые игры живого действия и маневры в разных регионах России,
  • всероссийская школа по подготовке инструкторов и тренерского состава,
  • международный Слет специалистов и любителей СМБ и экспериментальной истории для обмена опытом и освоения методик всестороннего развития личности детей и молодежи.

            Спортивно-исторические лагеря на данный момент обретают свою популярность. Например, такого рода лагерь «Эскалибур-кэмп» предлагает сочетание занятий Современным мечевым боем и стрельбой из лука, психологическими тренингами, ремеслами, ролевыми играми живого действия, изучение приемов съемки фильмов и написания сценариев (кинодела), просмотра фильмов с подробными комментариями, изучение истории и традиций средневекового периода в теории и на практике. Погружаясь в эту атмосферу, ребенок развивается многосторонне, получает неповторимый опыт и незабываемые эмоции. А главное – он приобщается к культуре и истории, воспитывает духовную составляющую своей индивидуальности. В лагере ребенок чувствуя себя раскрепощенным, более внимательно воспринимает информацию и лучше усваивает новые навыки. Мы считаем, что беседы на темы духовного, культурного и патриотического воспитания со свободным высказыванием участниками своего мнения принесут свои плоды именно в такой атмосфере.

            Практические занятия по древним ремеслам: лэмпворк (создание уникальных бусин, и бус из цветного стекла), чеканка по металлу, резьба и выжигание по дереву, работа с кожей (изготовление сумочек, браслетов, элементов экипировки), создание своими руками исторических костюмов и их элементов дают возможность на собственном опыте ощутить всю самобытность различных исторических эпох. Ребенок получает опыт погружения в исторический период, создавая изделия собственными руками, он как будто отправляется назад в прошлое, и переживает все события на себе, видит все своими глазами.

            Ролевые игры живого действия, такие как массовые пешие сражения, исторические реконструкции, активные сюжетные игры с индивидуальными поединками и массовыми схватками, настоящие турниры с использованием безопасной мягкой экипировки для СМБ, стратегические игры с интригующими сюжетами – все это учит детей управлять своими эмоциями даже в самых напряженных ситуациях и решать поставленные задачи. В игре, которая так похожа на реальность, ребенок получает вызов и делает шаг навстречу препятствию. Он преодолевает себя, чтобы пройти через препятствие и решить сложную задачу, поставленную перед ним. Этот незабываемый опыт – по-настоящему важен и бесценен для маленького человека и помогает ему расти.

            Мы отдаем себе отчет в том, что цели создания системы патриотического воспитания, создания патриотических настроений среди детей и взрослых в современном обществе не достигаются в одночасье. Нам неподвластно измерить «любовь к Родине» или «осознанность поступков», но мы точно знаем, к чему мы хотим стремиться. Сформированное общественное самосознание детей и молодежи, обогащенное историческим опытом, физическим здоровьем и патриотическим настроем – это наша цель. И мы твердо убеждены, что за нами второй путь: «Когда корабль тонет, одни стараются спастись, а другие спасти - вот и вся разница между теми, кто бежит из "этой страны", и теми, кто не бросит Родину в беде». (Валентин Грудев http://www.aphorism.ru/authors...).

 

* (Толстой В. Советское декоративное искусство на современном этапе и проблема формирования среды. - В сб.: Человек, предмет, среда. Вопросы развития советского декоративного искусства 60-70-х годов. М., 1980, с. 27.)

Литература

· Толстой В. Советское декоративное искусство на современном этапе и проблема формирования среды. – М.1980

· Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990

· Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции. Из кн. Вехи. Интеллигенция в России. Сб.ст. 1909

· Бердяев Н.А. Самопознание. – Париж. 1949

· Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. М. 1995

· Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца. М.2000

· Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди и беседы.- М., 1991