Размышления о мотивах отправки ребёнка на наши детские проекты

География участников наших программ растёт с каждым годом и с каждой сменой. У нас уже побывали ребята из Москвы и Подмосковья, Минска и Киева, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону, Владивостока и Нижневартовска, Омска и Архангельска, Твери и Белгорода, Курска и Тулы, Перми и Екатеринбурга, Иванова и других городов и областей. Но что же заставляет родителей из Белоруссии, где есть “Зубрёнок”, из Украины, где есть “Артек”, из Болгарии, где есть “Камчия”, и из России, где есть “Орлёнок” и “Океан”, “Робин Гуд” и “Кид-клаб”, “Робинзонада” и “Лига экстрима”, делать выбор в пользу нашего небольшого образовательного проекта?

Ответ не так прост, хотя и лежит на поверхности. В первую очередь – это идея, лежащая в основе всех наших программ. Идея каникулярного лагеря как средства образования и воспитания эффективной личности. А что такое эффективная личность? Это личность, “картина мира” которой наиболее приближена к самому миру, то есть адекватна. А как нарисовать себе адекватную картину мира не соприкасаясь со средой, сидя за школьной партой? Академическая педагогика, лежащая в основе большего количества детских лагерей, считает, что это возможно, без личного примера и без внедрения в изучаемый объект (так сказать в тепличных условиях) воспитать ребёнка. Наш коллектив придерживается иной точки зрения. Мы считаем, что личность определяют личностные качества (простите за тавтологию), а не пятёрки по школьным предметам,  наличие электронных устройств, модный “прикид” или “респекты”. Такие качества и умения, как честность с самим собой и окружающими, смелость, выносливость, порядочность, доброта к друзьям и близким, принципиальность в поступках, умение находить выходы из нестандартных ситуаций, умение генерировать новые идеи и принципы, умение говорить “да” и “нет” от силы, умение договариваться, умение слушать и слышать, умение мечтать, доверять и проверять – вот что определяет личность.

Сильными не рождаются, сильными становятся. Препятствия и трудности – вот идеальные преподаватели! Это позиция мужской педагогики, которая так сильно разнится с современной, женской педагогикой. Ведь вся система дошкольного, школьного и дополнительного образования наоборот, стремится оградить ребёнка от трудностей. Вы спросите: “Но ведь вы работаете с детьми? Как же не оберегать их, таких еще беззащитных и ничего не знающих и не умеющих, от сложных жизненных ситуаций?” И Ваш вопрос весьма закономерен. Ответ зависит от того как воспринимать ребёнка. Если считать его до 12 (14, 18, 20…) лет несамостоятельным и безответственным, то он таким и останется. Мы считаем, что ребёнок, конечно же, изначально личностью не является, но личность куётся в нём при решении задач и преодолении трудностей. Мы воспринимаем ребёнка как формирующуюся личность, при этом способную быть вполне самостоятельной, нести ответственность и решать задачи порой не хуже взрослого человека. Важно поставить его в такие условия, где не решать задачу невозможно, где есть старшие товарищи, готовые научить, но нет нянек, готовых сделать всё за него. «А как же обеспечить безопасность?» – последует от Вас следующий вопрос. Безопасность – специфическое понятие, согласно первому постулату БЖД – любая деятельность потенциально опасна. Вопрос не в том, случаются ли нештатные ситуации на различных активных программах, а в том, как с этими ситуациями справляется коллектив организаторов. Наш коллектив справляется, не перекладывая ответственность на других, для этого мы имеем всё необходимое: и опыт, и оборудование, и подготовленный персонал. На всю смену дети страхуются.

Эту статью я написал не только для того чтобы ответить на поставленные вопросы, но и для того, чтобы отделить мух от котлет. Мы заинтересованы, чтобы к нам на программы попадали дети, родители которых понимают, куда и зачем они отправляют своего ребёнка. Мы заинтересованы работать с мотивированными детьми и их семьями и не хотели бы обманывать ожидания ищущих “матрасного” отдыха. Если вы считаете, что вашему ребёнку не придётся в будущем решать задачи, то учиться это делать тоже нет необходимости, просто нецелесообразно тратить 23 дня школьных каникул на программе.

 

з.ы. статья рассылалась по подписке родителям наших маленьких участников, заставила задуматься многих о смысле и о содержании воспитательной деятельности, статья так же стимулировала продажи.