Технологии / Игровой комплекс "Спички детям ... игрушка!"

Кудашов Григорий

89028134073

89223997733

kudashov-73@rambler.ru

 

Игровая программа «СПИЧКИ ДЕТЯМ … ИГРУШКА»

 

Упражнения и игры, представленные здесь, могут стать как частью какой-либо большой игровой или тренинговой программы, так и проводиться самостоятельно. Формы применения также практически не ограничены: игра по станциям, конкурсно-игровая программа, эстафета, соревнование, тренинг сплочения, дружеская вечеринка и т.д. Возрастных
ограничений, по сути, нет.

Приведённый комплекс в течение 20 лет неоднократно был апробирован в деятельности подростковых досуговых объединений, работающих в Тюмени на базе клуба «Хобби-Центр», а также в проектах Тюменского молодёжного социально-творческого объединения «Искра» и
на занятиях со студентами Тюменского госуниверситета. В последние годы данный
комплекс неоднократно был апробирован в ходе реализации программ смен в
областном детском центре «Ребячья республика» (Тюмень).

 

Спички и спичечные коробки являются практически идеальным игровым материалом. Для этого есть целый список причин, каждая из которых в определённой ситуации (пространственно-временной, материально-технической, социально-организационной, психолого-педагогической) может иметь высокую значимость, раскрывая перед педагогом-игротехником и коллективом большие возможности:

- это очень дешевый и легкодоступный материал,

- стандартность размера и формы - все спички и коробки похожи друг на друга,

- легкий материал,

- небольшой размер,

- плавучий материал,

- горит,

- спички вкладываются в коробок, а части коробка вкладываются друг в друга,

- можно ломать,

- легко окрашиваются,

- легко складываются и др.

На основании этих качеств можно предложить следующие интересные игры и упражнения:

 

Слухачи (Определи по звуку)

Ведущий кладёт в коробок несколько спичек (2-5 штук). Делает он это так, чтобы участники не видели того, сколько спичек было положено в коробок. Далее участники по очереди легонько трясут коробок, пытаясь на слух определить количество спичек в коробке, называя
затем свои варианты.

Участники могут соревноваться друг с другом внутри группы (микрогруппы) – в этом случае
выигрывают (получают поощрительные баллы или призы) те, кто назвал правильное
количество или наиболее близкое к правильному ответу.

Другой вариант заключается в том, что участники должны прийти к единому мнению относительно количества спичек в коробке, доказывая друг другу правильность своей позиции. В этом варианте игра может использоваться как часть тренингов командообразования, развития межличностного взаимодействия, принятия коллективных решений, лидерских тренингов и т.п.

 

Бирюльки 

Известная и старая игра.
Спички (1-3 коробка) свалены в одну кучу. Задача игроков заключается в том,
чтобы по очереди, очень аккуратно, с помощью спички (карандаша, иголки и т.п.)
извлекать спички из этой кучки. При этом нельзя задевать и, тем более, сдвигать
остальные спички. Сдвинувший спичку считается либо проигравшим (например, если
игроков только двое), либо получившим штрафной балл, либо пропускающим
следующий ход, либо вышедшим из игры (если игроков несколько) и т.д.

Можно сделать 2 (или больше) спичечных кучки (по количеству игроков) и, отслеживая правильность выполнения заданий, отслеживать то, кто из игроков больше всего извлечет спичек за определенное время или первым извлечет определенное количество спичек.

Возможны и другие варианты проведения игры и оценки ее результатов. Например, в спичечных кучах могут быть спички какого-либо цвета, что позволяет выделять те или иные правила: спички красного цвета нельзя извлекать, а спички зеленого цвета извлекать после каждых 3-5 извлеченных спичек и т.п.

Игра развивает усидчивость, терпение, настойчивость, точность движений и другие психофизиологические и социальные качества.

 

Передуй-ка

Задача игроков в этой игре заключается в том, чтобы сильно дуть на спичечный коробок (или спичку), лежащий на определенной поверхности (стол, пол, песчаный пляж и т.п.), в результате чего коробок должен быстро передвигаться с места на место. Побеждают
соответственно те, чей коробок быстрее достигнет определенной точки.

Варианты:

- Эстафета – игроки дуют на свои коробки так, чтобы быстрее остальных дойти до финишной метки, обойти её и вернуться обратно. Подобные эстафеты можно проводить и в небольших помещениях, не приспособленных для проведения больших эстафет.

- Тоже эстафета, но коробок
ставится на ребро. Необходимо дуть так, чтобы он не упал на основную плоскость
– в этом случае игрок либо выходит из игры, либо возвращается обратно и
начинает снова, либо получает штрафной балл.

- «Слепая» эстафета – игроки
также дуют на коробки, но с завязанными глазами – им подсказывают их
напарники. 

- Спичечный коробок кладётся
на стол или в центр небольшой площадки. По команде ведущего игроки начинают
дуть на коробок так, чтобы он оказался за линией – на стороне другого игрока.

 

Башня

Игроки из спичек складывают
башню, которая не должна падать.

Варианты:

- Два или несколько игроков
по очереди добавляют в одну башню по одной спичке. Проигравшим считается тот,
кто, положив спичку, уронит всю башню.

- Два игрока или две команды
(может быть и несколько игроков и команд) одновременно строят башни, по команде
ведущего добавляя по одной спичке. Победившим считается тот игрок или команда,
чья башня останется последней.

- Один игрок от команды
складывает спички в башню, но делает он это с закрытыми (завязанными) глазами.
Игроки из его команды могут только подсказывать.

- Игрокам или командам
выдается определенное количество спичек (одинаковое для всех). Победившей
считается тот игрок (команда), кто первым сложит башню, использовав все спички.
Разумеется, башня не должна при этом упасть.

- Башни складываются не
«срубом» (прямоугольником), а треугольником, пятиугольником и пр.

- Складывая башню, игроки
надевают на руки неудобные строительные рукавицы или варежки.

- В процессе построения
башни игроки не могут брать спички руками, а могут только использовать
различные инструменты – пинцет, щипчики, плоскогубцы, ножницы и т.п.

- Башня складывается на
поверхности, которая, в свою очередь, находится на весу. Например, такой
поверхностью может быть книга, которую держит в руках один из игроков. Также
такой поверхностью может быть растянутый на весу лист бумаги или кусок
какой-либо ткани.

- Башня складывается на воде
(например, в тазике с водой или в тарелке). Спички ведь плавают…

- Башня выкладывается вокруг
горящей свечки. Соответственно, свечка при этом не должна потухнуть, а спички
не должны загореться. Очевидным условием является соблюдение правил
безопасности.

- Процесс построения башни
проводится в форме эстафеты, т.е. игроки по очереди добегают до финишной метки,
кладут спичку, возвращаются обратно и т.д.

- Игра также может проводиться
в поезде (в движущемся) – в этом случае строительство башни потребует особенной
координации.

 

Эстафетное слово

Участники эстафеты по
очереди подбегают к финишной черте, где лежат спички (в коробке или россыпью).
Задача каждой команды заключается в том, чтобы сложить из спичек определённое
слово (например, название отряда или лагеря). При этом, каждый игрок, подбегая
к финишной черте, может добавлять к складывающемуся слову только по одной
спичке. Побеждает не только та команда, которая первой складывает слово, но и
та, которая сделает это качественнее других.

 

Герб

Участники делятся на
несколько микрогрупп, хотя можно и не делать этого, если группа небольшая.
Наиболее оптимальное количество участников в микрогруппе – 7-12 человек.

Игра совсем не обязательно
должна быть соревновательной. Но, если организатор игры решит определить
выигравших, то ему необходимо предварительно обозначить корректные и конкретные
критерии оценки конечного продукта.

Таким конечным продуктом
должен стать некий герб (герб группы, школы, загородного центра, города и
т.п.), который группа выкладывает из конкретного количества спичек. Количество
спичек можно определить заранее и оно может быть одинаковым для каждой группы.
В другом варианте количество спичек может быть разным в группах – это может
зависеть от результатов предварительных конкурсов или игры, за победу в которых
участники могут получать некоторое количество спичек (количество спичек
соответствует количеству заработанных баллов).

Основная часть игры состоит
из двух этапов.

На первом этапе участники
ещё не складывают герб, а только обсуждают то, как и что они будут делать. При
этом ведущий запрещает даже трогать спички, заранее предупреждая о том, что
складывать герб участники затем будут молча. Следовательно, на первом этапе,
будучи ограниченными во времени (например, 5 минут), участники должны успеть
договориться о том, как они будут делать герб, что он из себя будет
представлять, как будут распределены функции между членами группы и т.п.

На втором этапе игроки непосредственно
складывают герб, но уже молча. Время проведения этого этапа также ограничено.

Затем сами участники,
ведущий, жюри или все вместе анализируют полученный результат: насколько
оригинальны идеи гербов, насколько гербы соответствуют реальности, насколько
«красивы» получившиеся гербы, насколько эффективно работала группа и пр.

 

Спичка (коробок) по кругу

Участники, сидя в кругу,
определенным способом передают спичку или спичечный коробок. При этом можно
ориентироваться на скорость (кто быстрее), на количество (кто больше), на
качество (кто сделает более оригинально) и т.п.

Существует много популярных
вариантов передачи спички (например, зубами) и коробка (например, с носа на
нос). Сама по себе спичка является крайне неудобным предметом для того, чтобы
быстро передавать её по кругу (она маленькая и легкая), что сразу делает
интересной и веселой любую игру подобного типа.

По-разному может быть
организован сам процесс такого соревнования:

- соревнуются друг с другом
две или несколько групп;

- внутри одного круга одна
спичка должна «догнать» другую (игрок, на котором одна спичка догнала другую,
выходит из игры или получает штрафной балл), либо должны соблюдаться
определённые условия передачи спичек (нарушение условий означает выход игрока
или штрафной балл);

- группа соревнуется сама с
собой, с каждым новым кругом улучшая результат (если не удается улучшить
предыдущий результат, то группа считается проигравшей).

Варианты:

- Спичка передается открытой
ладонью. То есть игроки, передавая спичку, просто держат ее на раскрытой
ладони, не сжимая пальцами. Если спичка падает, то группа начинает снова или
получает дополнительное штрафное время. По аналогии с ладонью спичка может
передаваться на кончике пальца.

- Можно «поиграть» со
спичками определённого цвета, например: зеленые спички нужно передавать через
одного, спички одного цвета не должны «встречаться» и т.п.

- При передаче спички может
иметь значение то, как подаётся спичка - головкой к следующему игроку или
другим концом – от этого будет зависеть игровая реакция участника. Например,
если спичка подаётся головкой, то игрок не должен её брать до тех пор, пока
спичку ему не подадут правильно. Нарушив это условие, игрок получает некое
игровое наказание (творческое задание, выходит из игры, закрывает глаза, получает
штрафной балл и пр.). 

- Передаётся зажженная
спичка. Участник, в руках у которого потухнет спичка, также может получить
определенное игровое наказание. Он же зажигает следующую спичку и передает ее
дальше по кругу.

- Спичка передается игроками
с помощью двух спичек. То есть у каждого игрока имеется в руках по две спички
(одна в правой руке и одна – в левой). Передаваемую спичку можно цеплять и
держать только с помощью этих двух спичек.

- Спички передаются с
закрытыми глазами.

- Передавая спичку, каждый игрок
должен делать это как-то по-новому, то есть, не повторяя те способы передачи,
которые уже были до него.

- Игроками передаётся
большая горсть спичек. Каждая упавшая спичка – 1 штрафной балл игроку,
уронившему ее.

- У каждого игрока в руке по
одной спичке. Передача спичек осуществляется одновременно (по команде
ведущего): одна спичка передается соседу слева, а одна забирается у соседа
справа. Проигрывает участник, уронивший спичку или сбившийся с ритма.

- Передавая спичку, игрок
даёт её не в руки следующему участнику, а засовывает её ему в карман (за
шиворот, в рукав и т.п.), откуда её необходимо быстро извлечь и таким же
образом передать дальше.

Почти так же могут
передаваться и спичечные коробки, правда, там, где потребуется большое
количество коробков, могут возникнуть сложности. Тем не менее, с коробками
также можно предложить несколько вариантов:

- Коробки передаются с
пальца на палец (они надеваются на пальцы). При этом можно существенно
усложнять этот процесс, увеличив количество коробков и, соответственно,
количество задействованных пальцев, например, одновременно снимаются и
надеваются при передаче 2, 3, 4 и больше коробков (особенно, если использовать
обе руки сразу).

- Внешняя часть коробка
(«черкаш») передаётся с помощью внутренней части или любая часть коробка
передается с помощью одной или двух спичек.

- Коробок (его внешняя
часть) нанизывается на одну длинную нить, которую держат в руках игроки.
Трогать коробок руками нельзя. Следовательно, для того, чтобы передавать
коробок, игрокам необходимо своевременно и быстро поднимать или опускать нить,
которую они держат в руках.

- Несколько коробков лежат
друг на друге. Необходимо передавать эту «башню» так, чтобы она не упала.

- Если игроки стоят
достаточно далеко друг от друга, то коробок можно передавать ногами
(перепинывая его), пальцами (щелкая по нему указательным пальцем) и даже
воздухом («передувая» коробок друг другу).

- Перед началом игры
ведущий, незаметно для игроков, кладёт в коробок несколько спичек (2-5 штук).
Игроки, очень быстро передавая коробок, должны затем назвать правильное
количество спичек в коробке. То есть, здесь к одному игровому результату
(скорость передачи) добавляется второй результат (точность определения
количества спичек в коробке). Следовательно, если соревнуются, к примеру, две
команды, то может получиться так, что одна команда выиграет в скорости, а
другая в точности. По-разному можно организовать и процесс определения
количества спичек в коробке: 1) группа должна выдать единое решение
(предварительно посовещавшись), 2) каждый член группы называет свой вариант
(соответственно, побеждают те, кто назовут правильный вариант).    

 

Грани

Игроки подбрасывают
спичечный коробок каким-либо образом, но так, чтобы коробок, упав, встал не на
основную плоскость, а на одно из рёбер (граней). Если коробок упал-таки на
основную плоскость, то игрок не получает ни одного балла. Если же коробок встал
на одно из ребер, то игрок получает 1 балл (за «большое» ребро) и 3 балла (за
«малое» ребро).

Игра может проводиться как
часть какой-либо конкурсной программы.

 

Удержать спички

Участникам игры необходимо удерживать
спички определённым образом. Победителем считается тот (те), кто продержит
спички дольше или лучше остальных.

Варианты:

- В отличие от следующего
варианта данного игрового конкурса, здесь необходимо участие пар. Спички
необходимо удержать между ладонями двух игроков. То есть спичка одним концом
упирается в ладонь одного игрока, а другим концом в ладонь другого игрока. То
же самое можно сделать и со второй ладонью. Удерживая спички таким образом,
участники должны при этом вместе двигаться: танцевать, приседать, показывать
сценку, двигаться до эстафетной метки и т.п. Можно предложить усложнение
игрового упражнения, добавляя дополнительные спички и фиксируя их не между
ладонями, а между подушечками пальцев.

- Спичку необходимо
фиксировать и удерживать на различных частях тела: на голове, на пальце, на
лбу, на носу, на губе, на ресницах и пр. При этом игроки могут как стоять на
месте, так и передвигаться в соответствии с определенными игровыми правилами и
условиями.

 

Спичечные сражения

Участники соревнуются в
парах. Игроки держат спички, сжав их пальцами. Далее возможны варианты:

- Спичка сжимается с обоих
концов между большим и указательным пальцами. По общей команде два игрока одновременно
прижимают свои спички примерно посередине и резко нажимают. Проигрывает тот,
чья спичка сломается. Игра может применяться как вариант жеребьёвки или часть
какой-либо игровой программы.

- Спичка также зажимается
между большим и указательным пальцами, но с одного конца. Игроки как бы
«фехтуют» этими спичечными «шпажками», пытаясь выбить спичку у своего
соперника. Игрок, потерявший спичку, проигрывает.

 

Клад

Группа делится на две или
несколько команд. На территории игровой площадки (на улице, в комнате, в
классе, в коридоре и т.п.) ведущий предварительно разбрасывает некоторое
количество спичек (но так, чтобы этого не видели участники игры). При этом,
отдельные спички могут быть окрашены в различные цвета.

Затем, по команде, игроки
начинают искать и собирать разбросанные и специально припрятанные ведущим
спички. Участникам игры необходимо учитывать, что спички разного цвета могут
дать разный игровой результат. Например, если неокрашенные спички дают один
балл, то спички красного цвета – 5 баллов, синего – 10 баллов, желтого – 20
баллов и т.п. Но, можно ввести и «опасные» цвета: каждая спичка зелёного цвета
(если игроки её возьмут, заигравшись и забывшись) отнимает от всей суммы 15
баллов, а спичка коричневого цвета сокращает количество полученных баллов в 2
раза. Игрокам необходимо помнить обо всём этом и не просто быстро собирать
найденные спички, но ещё и помнить о том, какой игровой результат даст каждая
найденная спичка. Ведь при этом важно ещё не подвести свою команду, взяв не ту
спичку.

Ведущий может перед каждой
новой игрой менять правила, то есть в каждой новой игре цвета будут означать
другие результаты, о чем необходимо помнить игрокам. Понятно, что победившей
считается команда, которая получит в итоге больше всех баллов.

 

Балда

«Спичечный» вариант
известной интеллектуальной игры. Играют 2 человека. Каждый игрок по очереди
кладёт одну спичку, чтобы в итоге складывались буквы и слова (высота букв – 2
спички, ширина – 1 спичка). Победителем становится тот, кто положит в
получившееся слово последнюю спичку.

Необходимо учитывать, что
игроки могут выкладывать буквы как справа, так и слева от первой получившейся
буквы. Например, если первой получилась буква «п», то игрок, делающий следующий
ход, может начать слева выкладывать букву «о» (предполагая, что в итоге
получится слово «тропа»). А может начать выкладывать эту же букву справа
(предполагая, что в итоге получится слово «поезд»). Кроме того, один игрок
будет выкладывать букву «о», а другой, добавляя свою спичку, будет выкладывать
букву «е» (например, в слове «пена»).

Игра развивает быстроту,
образность и оригинальность мышления, логику, остроумие и пр.

 

Слово по кругу

Групповой
вариант предыдущей игры. Игроки стоят в кругу (лучше всего, если они будут
стоять вокруг большого стола). Перед каждым игроком лежит горсть спичек. По
команде ведущего игры участники кладут на ровное и чистое место по одной
спичке, после чего передвигаются влево, занимая место того игрока, который
стоял слева. Также по команде ведущего каждый игрок добавляет одну спичку к той,
что уже была положена предыдущим игроком. И так далее до тех пор, пока у одного
из игроков не сложится из спичек какое-либо слово. Этот игрок становится
победителем (единственным или первым среди остальных).