Технологии / Частная техника "Невидимая экскурсия"

Количество проектов: 
5

Кудашов
Григорий

89028134073

89323228963

kudashov-73@rambler.ru

 

Частная техника «НЕВИДИМАЯ ЭКСКУРСИЯ»

 

За основу здесь взято
известное игровое упражнение «Слепой и поводырь»:

- участники делятся по парам
(можно по тройкам);

- в парах распределяются
роли – «слепой» и «поводырь» (в тройке можно сделать одного «слепого» и двух
«поводырей»);

- «слепой» закрывает глаза
(или они ему завязываются) и медленно передвигается по игровой территории, а
«поводырь» (в тройке - «поводыри») управляет его передвижением так, чтобы
«слепой» не столкнулся с другими игроками или элементами интерьера;

- через некоторое время
игроки меняются ролями – «слепой» становится «поводырём» и наоборот (в тройке
«слепым» становится один из поводырей).

Желательно провести игру
несколько раз подряд, чтобы у участников был опыт взаимодействия с разными
людьми – тогда этот опыт будет более разнообразен.

Как и во всех других играх,
возможны различные варианты в условиях проведения данного игрового упражнения:

- «поводырь» не может
прикасаться к «слепому», управляя им только с помощью слов,

- «поводырь» может
прикасаться к «слепому», направляя его в нужную сторону, но при этом, не может
говорить,

- «слепой» управляется не
одним «поводырем», а двумя, и, соответственно, наоборот, - один «поводырь»
одновременно ведёт двух «слепых»,

- «слепой» задаёт «поводырю»
вопросы относительно правильности движения, на которые «поводырь» может
отвечать только «да» или «нет»,

- «поводырь» может говорить
только несколько слов («вперед», «стоп», «налево», «направо», «медленнее»,
«быстрее» и др.), обозначенные ведущим игры.

Можно привести также много
других вариантов (и вариаций этих вариантов), каждый из которых будет
отличаться от других своими функциональными возможностями. Например, если
«поводырь» управляет «слепым» только с помощью слов, то это развивает навыки
точного и оперативного словоупотребления и навыки внимательного слушания. Если
же, наоборот («поводырь» может прикасаться к «слепому», направляя его в нужную
сторону, но при этом, не может говорить), то это развивает кинестетическую
чуткость, позволяет снимать (или, во всяком случае, значительно нейтрализовать)
определенные зажимы (телесные и психические), разрушает барьеры в общении между
людьми и т.п.  

В целом, данное игровое
упражнение направлено на:

- развитие доверительных
отношений между людьми,

- развитие целого ряда
навыков партнерского взаимодействия,

- выявление проблем,
препятствующих реализации моделей эффективного взаимодействия в группе.

Но ведь можно расширить функциональность данной техники.
Кроме решения задач психологического плана, техника может иметь ещё и ярко
выраженный образовательный характер. То есть, она может способствовать:

- расширению кругозора и
развитию эрудиции,

- развитию стратегий
поисковой активности,

- развитию фантазии и
воображения,

- развитию навыков
доступного и содержательного представления определенной информации и т.п.

Для того, чтобы игровое
упражнение «Слепой и поводырь» было способно решать и эти образовательные
задачи, его можно следующим образом модифицировать:

1) Ведущий делает вступление
к игре, предлагая примерно следующую историю: «Представьте, что у каждого из
вас появилась возможность прямо сейчас перенестись в другой город, например, в
Санкт-Петербург. Но сделать это вы сможете только вдвоем с кем-либо из группы.
Выберете сейчас себе одного человека из группы, с которым вы бы в
действительности согласились на путешествие по Санкт-Петербургу и который, в
свою очередь, согласился бы путешествовать с вами. (Участники разбиваются по
парам). И вот я вас переношу в Петербург. Но в процессе переноса случилась беда
– в каждой паре один из вас на время лишился зрения, то есть, получается, что
он не увидит Петербурга. Но не стоит расстраиваться, ведь вас двое. Это значит,
что ваш товарищ, который видит, обо всём увиденном в Петербург очень подробно
вам расскажет. Итак, начинаем нашу «невидимую» экскурсию по Петербургу».

2) Игроки в парах решают,
кто из них будет «слепым», после чего они начинают свою «прогулку по Петербургу»,
то есть по территории проведения игры, которая может иметь разные размеры
(комната, несколько комнат, актовый зал, весь этаж в школе, пришкольная
территория или территория загородного центра и др.). Размеры территории игры
определяются организатором на разных основаниях: цели игры, время игры,
количество участников и т.д.

3) В процессе проведения
«невидимой» экскурсии, «проводник» рассказывает о том, что он якобы видит,
находясь в Санкт-Петербурге. Например: «Сейчас мы с тобой вышли на Дворцовую
площадь», «Давай немного постоим на берегу Невы», «Проходим мимо какой-то
закусочной. Чувствуешь, как пахнут свежие пончики?» и т.п. Понятно, что
окружающий реальный интерьер становится в игре элементами Питерского ландшафта
(скамейка у столовой – это скамейка около известного кафе в Питере, лестница
школьного крыльца – это лестница на спуске к Неве и т.п.), а остальные игроки
(или другие люди, находящиеся на территории игры) становятся питерцами и
гостями северной столицы.

4) Через некоторое время
(время предварительно оговаривается) игроки меняются ролями. При этом можно
также поменять и город, по которому будет проводиться «невидимая» экскурсия.

5) Закончив игру, участники
рассказывают о своих впечатлениях, говоря, кроме всего прочего, также и о том,
что нового они узнали от своих «экскурсоводов», что сами смогли вспомнить, не
появилось ли у них желание больше узнать о том городе, в котором они «побывали»
во время игры.

Игра может
проводиться на учебных занятиях: на уроках географии («Экскурсия по
континентам, странам и городам»), истории («Экскурсия в прошлое»), краеведения
(«Экскурсия по родному городу»), культурологии («Экскурсия по известным
музеям») и др. Также игра может проводиться и на различных
досугово-развлекательных мероприятиях различного уровня.

 

Во время
реализации одного из проектов с межрегиональным участием я проводил эту форму
так, чтобы «экскурсоводы» проводили «экскурсии» для своих напарников,
приехавших из других городов и регионов, представляя таким образом свой город. У многих в результате
возникло желание посетить в дальнейшем эти места уже по-настоящему.

 

Кроме того, данную
технику можно проводить, предложив участникам организовать «экскурсии» по так
называемым фантазиям и мечтам, к примеру, по своему городу через 20 лет, по
будущему дворцу молодёжи своего города, по идеальной школе и т.п. В этом
варианте функциональность техники во многом смещается в сторону развития
воображения, проективного мышления и т.п. После проведения подобных «экскурсий»
(например, по своему родному городу в будущем) можно как раз предложить
участникам разработать проекты, реализация которых во многом позволит
приблизить свой город (посёлок, район, школу, вуз, любимый парк) к идеалу,
описанному во время «невидимой экскурсии».

 

Завершается
проведение данного упражнения, конечно же, обсуждением. Перечень вопросов для
обсуждения во многом зависит от заданной тематики.