Технологии / Частная техника "Шкала преемственности"

Кудашов Григорий

89028134073

89323228963

kudashov-73@rambler.ru

 

Частная техника «Шкала преемственности»

В жизни любого общественного объединения, группы (туристического объединения,
клуба авторской песни, педагогического отряда и т.п.) наступает момент, когда
количество новичков начинает «зашкаливать». При этом, часто не происходит
организованной передачи традиций, наработок, знаний, опыта – всего того, что
было создано, родилось в предыдущие годы. Но, как писал ещё А.С. Макаренко,
именно в традициях закрепляются успехи коллектива. В деятельности молодёжного
социально-творческого объединения «Искра» неоднократно практиковалась такая
форма передачи традиций, знакомства новичков с ними, как «Шкала
преемственности». Эту форму я (как руководитель «Искры») чаще всего проводил в
начале очередного учебного года – на первом «искровском» сборе в сентябре,
когда на сбор приходило много новичков, узнавших об «Искре» на многочисленных
летних проектах (молодёжных форумах, экспедициях, сплавах, походах, лагерях и
т.п.). В течение достаточно короткого времени удавалось познакомить новичков с
основными традициями, проектами, мероприятиями, представителями, перспективами
и т.д. «Искры». Делалось это следующим образом:

1)  Участникам предлагается выстроиться на воображаемой шкале (или реальной шкале, сделанной с помощью верёвки, мела, малярного скотча и т.п.) по такому критерию, как «Опыт участия в деятельности объединения». То есть самые опытные члены объединения,
«старички», уже несколько лет активно участвовавшие в деятельности, в проектах
объединения, становятся в самом начале шкалы, а «откровенные новички» - те, кто
только недавно вообще впервые услышал о данном объединении, становятся в конце
шкалы. Таким образом, все участники выстраиваются на шкале по принципу «От
старичков до новичков».

2)  Выстроившись в один ряд на шкале, участники рассчитываются на определённое количество номеров, кратное общему количеству участников. Например, если в группе 25
человек, то можно предложить рассчитаться на 1, 2, 3, 4, 5-е номера.  

3)  Рассчитавшись, участники расходятся по группам: все 1-е номера – в группу 1, вторые – в группу 2 и т.д. Таким образом, в каждой группе окажутся как «старички», так и новички
объединения.

4)  Ведущий предлагает, чтобы в течение 3-5 минут в каждой из микро групп «старички» могли рассказать новичкам о каком-либо из аспектов жизнедеятельности объединения. Например, первой темой может быть такая тема, как «Традиции объединения». Новички могут задавать «старичкам» уточняющие вопросы, высказывать свои мнения по обсуждаемой теме, предлагать свои идеи (к примеру, идеи новых традиций).

5)  Обсудив одну из тем, члены группы меняются местами, то есть переходят в другие группы. Переходят все, кроме тех, кто были самыми первыми на шкале «От старичков до
новичков» (все, кроме «старичков»), то есть в каждой из групп один человек
(главный «старичок») всегда остаётся на месте.

6)  Каждые 3-5 минут ведущий предлагает участникам поменять тему обсуждения и,
соответственно, группу (кроме «старичков», которые остаются на месте).

7)  Темы для сменного обсуждения в группах могут быть следующими:  

- «Традиции нашего объединения»,

- «Основные проекты (программы, мероприятия) нашего объединения»,

- «Люди нашего объединения»,

- «Возможности нашего объединения»,

- «Перспективы нашего объединения» и другие темы.

8) После обсуждения в группах желательно организовать общий групповой анализ и
саморефлексию, чтобы участники могли ответить на вопросы, к примеру, о том, что
их удивило (восхитило, заинтересовало, привлекло, разочаровало и пр.) в
услышанном.

 

Таким образом, в течение 30-60 минут можно в неформальном виде организовать передачу
опыта от одного поколения членов общественного объединения (от «старичков») к другому
(к новичкам).