Технологии / Деловая игра "З "Д" СТО"

Технология «3 «Д» СТО»

Проблема.

Зачастую члены молодёжных общественных (социально-творческих) объединений, даже будучи активными участниками большого количества разнообразных проектов, при этом, имеют довольно смутное представление об идеологической базе осуществляемой ими деятельности. Философия объединения для многих активистов – это нечто абстрактное, интуитивно (и то не всегда) определяемое и трактуемое. Довольно редки те случаи, когда молодой активист – член какого-либо социально-творческого объединения (далее – СТО) может хотя бы перечислить принципы деятельности и развития своего объединения, не говоря уже о том, чтобы корректно их прокомментировать, чётко понимая то, о чём именно идёт речь. А ведь именно в принципах «зашифрованы» основные ценности и идеи существования и развития СТО. В итоге молодые активисты порою слабо или вообще не верно понимают то, почему, для чего именно и как их объединение осуществляет досуговую и социально-творческую деятельность.

Но даже в тех, к сожалению, не частых случаях, когда члены СТО знакомы с принципами деятельности своего объединения, они, чаще всего, не участвуют в обсуждении, определении и ранжировании этих принципов (в которых заложены базовые ценности СТО), хотя, как известно, люди понимают и поддерживают то, в создании чего они участвовали.

Технология «3 «Д» СТО» направлена на профилактику и решение обозначенных проблем:

- отсутствие знания и (или) понимания участниками СТО принципов деятельности своего объединения;

- пассивная роль членов СТО при определении и ранжировании ценностей СТО.

Автор данной технологии, уже много лет являясь руководителем молодёжного социально-творческого объединения «Искра», неоднократно сталкивался с подобными проблемами. Во многом эти проблемы усугубляются ещё и слабой преемственностью членов СТО, когда «старички» уходят, зачастую унося с собой принятые в СТО и декларируемые в проектах ценности и принципы. Необходимо было разработать технологию, позволяющую оптимизировать процесс усвоения, принятия и эволюции ценностей и принципов СТО при передаче их от одного поколения «искровцев» к другому.   

Кроме того, понимание сути обсуждаемых ценностей и принципов позволит членам СТО более осознанно и ответственно транслировать их вне рамок деятельности объединения – среди знакомых, друзей и родственников, на различных мероприятиях, в общении с представителями власти, бизнеса, СМИ и др.

 

Цели.

- Формирование и развитие мировоззренческих компетенций у членов молодёжного СТО.

- Коллективное определение ценностно-смыслового поля молодёжного СТО.

- Формирование и развитие коммуникативной культуры и, в частности, культуры ведения диспута у членов молодёжного СТО.

- Оптимизация процесса преемственности и развития ценностей и принципов внутри СТО.

 

Алгоритм проведения.

1) Участникам выдаётся бланк 1: «15 «Д»-принципов МСТО». В течение 15-30 минут участники индивидуально изучают содержание бланка 1.

2) Изучая представленные в бланке описания принципов, они могут вносить в бланк (в колонку «Комментарии») свои комментарии, дополнения, предложения.

3) После того, как участники индивидуально поработали с бланком 1, им выдаётся бланк 2, в котором участники (также индивидуально) ранжируют по степени значимости представленные им принципы. К примеру, если участник считает, что самым главным, ключевым принципом в деятельности МСТО является принцип «Добровольность», то в колонке 1 он напротив этого принципа ставит цифру «1». Далее он таким же образом ранжирует все остальные принципы. Эта работа также осуществляется индивидуально.

4) Заполнив колонку 1 бланка 2, участники объединяются в микро группы по 2-3 человека. Их задача: обсудив то, как они в индивидуальной работе пронумеровали по степени значимости (в колонке 1) предложенные им «Д»-принципы МСТО, то же самое сделать в своей микро группе, приняв общее решение по каждому из принципов и проранжировать их, поставив соответствующие цифры в колонке 2. Условие выполнения задачи: очередная цифра в колонке 2 выставляется только тогда, когда все члены микро группы согласны поставить конкретный принцип на данное место по степени значимости. На этом этапе участникам необходимо обозначить только первые (самые значимые, ключевые) три принципа.

5) Заполнив колонку 2 бланка 2, микро группы объединяются в несколько групп – по 2-3 микро группы в каждой. В составе групп они проделывают ту же самую работу (ранжируют принципы), но только записывают номера уже в колонке 3. Здесь также важно, чтобы все микро группы были согласны поставить конкретный принцип на определённое место по степени значимости. На этом этапе участникам необходимо обозначить только первые (самые значимые, ключевые) три принципа.

6) Заполнив колонку 3 бланка 2, микро группы объединяются в одну общую группу и участники проделывают эту работу все вместе, обсуждая принципы и их место по степени значимости для эффективности деятельности и развития объединения. На этом этапе участникам также необходимо обозначить только первые (самые значимые, ключевые) три принципа.

7) Когда всей группой будут определены 3 самых главных принципа деятельности и развития МСТО, участники могут по очереди высказаться относительно процесса и результатов проделанной работы.

8) На данном этапе обсуждается также и то, каким образом выделение 3-х ключевых принципов может (должно) отразиться на деятельности СТО (коррективы в содержании и формах, в реализуемых проектах и используемых технологиях.

9) В завершении деловой игры ведущий предлагает участникам договориться об очередном проведении данной игры, определив сроки (через месяц, через год) и конкретизировав условия, формат её следующего проведения.

 

Технология была неоднократно апробирована в деятельности МСТО "Искра", а также на сборе лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений Тюменской области (20.11.2013).

 На данный момент описание технологии ещё не завершено, так что в ближайшем будущем последуют дополнения к уже выставленному тексту.

 

Комментарий экспертного совета НСПТ:

В данной технологии использован широко известный в тренинге принцип "договаривания" в объединенных группах. см. например мыследеятельностную игру "Дерево желаний". Тем не менее, авторская интерпретация целей заслуживает самого пристального внимания. Отсутствие передаваемых из поколения в поколение смыслов - действительно является основной причиной "смерти" общественных групп.