Технологии / Набор частных техник "Верёвочный калейдоскоп"

Количество проектов: 
1

Кудашов Григорий

89028134073

89323228963

kudashov-73@rambler.ru

 

Набор частных техник «ВЕЙСЯ, ВЕРЁВОЧКА!

 

Как-то давно мне в руки попалась книга «Игры с верёвочкой», в которой автор (к сожалению, не помню его фамилии) собрал, описал и представил несколько десятков интересных игр (как правило, это были своего рода игры-фокусы), для проведения которых требовались верёвочки длиной 1-1,5 метра. Я тогда специально купил прочный нейлоновый шнур диаметром 5 мм, нарезал его на много верёвочек соответствующей длины (концы верёвочек оплавил с помощью зажигалки, чтобы они не распускались). С помощью этих верёвочек я хотел научиться показывать такие верёвочные фокусы, но не один, а совместно со своими воспитанниками (как известно, если хочешь чему-нибудь быстро и прочно научиться, то учись этому вместе с кем-то). В итоге, я заметил, что верёвочки нам интересны не как атрибуты для всевозможных «книжных» фокусов, а как атрибуты для разнообразных игр. В дальнейшем я даже стал, отправляясь на соответствующие мероприятия (смены в лагере, походы, конкурсные программы и т.п.), на всякий случай, иметь при себе пакет с комплектом таких верёвочек, так как это уникальный игровой материал.

Кроме тех игр с верёвочкой, которые представлены ниже (и, кроме многих других игр), верёвочки можно использовать и просто для того, чтобы учить и учиться вязать разнообразные узлы. Практическая и развивающая ценность таких занятий не вызывает сомнений.

Верёвочки также обладают целым набором характеристик:

- это очень лёгкий (по весу), безопасный, дешёвый и доступный игровой инвентарь,

- верёвочки можно связывать друг с другом (и, соответственно, развязывать),

- концы одной верёвочки можно связывать - тогда получается верёвочное кольцо,

- из верёвочек можно вязать разнообразные и многочисленные узлы,

- из верёвочек можно выкладывать разнообразные символы и рисунки на поверхности,

- верёвочки можно запутывать и распутывать,

- на конце верёвочки можно сделать узелок-утолщение,

- к верёвочке можно привязывать различные предметы и др.

Использование этих характеристик позволило нам (мне и ребятам из молодёжного социально-творческого объединения «Искра») придумать следующие варианты игр, где ведущим атрибутом является верёвочка.

 

Варианты:

 

«Гордиев узел»

2 или несколько соревнующихся групп получают определённое количество (например, по количеству человек в группе) коротких верёвочек. Затем каждой группе даётся одна минута (больше, меньше) для того, чтобы максимально связать их друг с другом, сделав, по сути, один «узел-клубок» из большого количества узелков. Затем, по истечении данного времени, группы обмениваются своими «узлами-клубками». Задача каждой группы: максимально быстро распутать доставшийся ей «узел-клубок». Побеждает группа, которая сделает это самой первой.

Учитывая то, что сам «узел-клубок» получается довольно небольшим, то участникам группы необходимо встать так, чтобы каждый мог дотянуться до этого «узла-клубка». Возможно, участники посчитают, что им важно предварительно обсудить то, как они будут взаимодействовать при запутывании и распутывании «узла-клубка», чтобы, не мешая друг другу, максимально быстро и эффективно решить поставленную игровую задачу.

 

Коллективный узел

Участникам игры (наиболее оптимальным количеством является 5-30 человек в группе) даётся верёвка, достаточно длинная для того, чтобы за неё обеими руками могли взяться все члены группы (не очень плотно друг к другу, но и не слишком просторно). Ведущий игры называет (или показывает) участникам какой-либо узел («восьмёрка», «прямой» и др.). Задача игроков заключается в том, чтобы, не отпуская верёвку (держась за неё обеими руками или одной – на усмотрение ведущего игры), завязать тот узел, который им был назван (показан). Верёвка отпускается ими только тогда, когда узел, по их мнению, уже завязан и его осталось только затянуть. Оцениваются быстрота и точность выполнения задания.

 

Сквозь веревочные кольца

Две (или больше) соревнующихся группы встают напротив друг друга в шеренги, взявшись за руки. Крайний в шеренге держит в руке одно верёвочное кольцо (верёвочка длиной примерно 1,5 метра, концы которой связаны друг с другом). По команде ведущего группы одновременно начинают (не расцепляя рук) быстро пролазить сквозь своё кольцо. Побеждает та группа, в которой кольцо окажется в руке у участника, стоящего с другого края шеренги.

Колец может быть запущено несколько:

- каждое очередное кольцо «запускается» в тот момент, когда предыдущее кольцо дошло до края;

- по одному кольцу находится между всеми участниками (сколько участников, столько и колец), и они одновременно начинают пролазить через все эти кольца, пока все кольца не окажутся в руках у крайнего участника;

- одновременно «запускается» несколько колец – в этом случае группа сама решает: или участникам пролазить через них по очереди, чтобы не перепутать кольца, или же пролазить через кольца, пропуская их с определённой периодичностью, чтобы не запутаться.

 

Верёвочный носильщик

Каждому участнику игровой группы выдаётся верёвочка длиной примерно 1 м. Задача игровой группы в том, чтобы перенести на заданное расстояние определённый предмет (например, стул, стакан и т.п.) только с помощью верёвочек. При этом имеется ряд серьёзных ограничений, усложняющих выполнение данной задачи:

- к обозначенному предмету нельзя прикасаться ничем (разумеется, кроме выданных верёвочек);

- верёвочки нельзя привязывать к обозначенному предмету;

- верёвочки нельзя пропускать сквозь отдельные части предмета (например, сквозь ручку у кружки или сквозь решётку стула).

«Идеальным» предметом для такой переноски является мяч, пластиковая бутылка, стакан (можно и с водой).

Если это соревнование между группами, то побеждает та группа, которая не только первой донесёт обозначенный предмет до конечной точки, но и ни разу при этом не уронит этот предмет, а также, в целом, придумает и использует самый оригинальный способ переноса предмета с помощью верёвочек.

Вариация: Игровое соревнование проходит между парами. С помощью туго натянутых верёвочек участники переносят один (или больше) карандаш.

 

Имя на верёвочке

Эта игра направлена, в первую очередь, на знакомство членов группы друг с другом. Суть игры очень проста: группа разбивается на несколько микрогрупп (к примеру, по 3 человека в микрогруппе). Каждому участнику также выдаётся по одной верёвочке длиной примерно 1 м. Используя эти верёвочки, члены каждой микрогруппы выкладывают на полу имя одного участника. Затем (после представления) даётся время на то, чтобы выложить имена вторых участников (с их последующим представлением). И в третьем кругу выкладываются и представляются имена третьих участников.

В этой игре участники не только знакомятся друг с другом, но ещё и учатся взаимодействовать.

 

Верёвочный футбол

Участвуют две команды. Каждому из участников выдаётся по одной верёвочке длиной примерно 50-100 см. (главное, чтоб у участников верёвочки были одинаковой длины и толщины). На одном конце у каждой верёвочки сделан небольшой узелок (либо привязан какой-либо небольшой грузик, например, гайка). Эти верёвочки являются «футболистами». Можно даже окрасить их в два разных цвета. Делается также небольшая «футбольная площадка», огороженная небольшим «заборчиком» (в качестве такого «заборчика» могут выступать неширокие доски, коробки и т.п.). «Заборчик» необходим для того, чтобы «футбольный мяч» не выскакивал за пределы «футбольного поля». Размеры «футбольного поля» должны быть такими, чтобы все участники игры могли свободно (не мешая друг другу) встать по периметру этого «поля». На «футбольном поле» - небольшие ворота. В качестве же «футбольного мячика» в этой игре лучше всего использовать шарик для настольного тенниса или шарик, скатанный из бумаги.

Участники держат в своих руках верёвочки и привязанными к ним грузиками (или узелками, завязанными на их концах) так толкают «футбольный мяч», чтобы он попал в ворота команды-соперницы. При этом, можно оговорить правило, согласно которому игроки стоят на месте или играют, передвигаясь только маленькими шажками – это можно сделать для того, чтобы не создавать излишней толчеи на «футбольном поле».

Во всём остальном этот вариант футбола может быть неотличимым от классического, в т.ч. по накалу страстей, разгорающихся в игре.

 

Верёвочный «крокодил»

В качестве основы игры используется известная игра «Крокодил» («Слово через стекло» - суть игры в том, чтобы передать определённое слово, не используя звуки и слова). В «верёвочном» варианте человек (или группа), передавая смысл заданного слова, использует небольшие (до 1 метра длиной) верёвочки, выкладывая из них на полу определённые знаки, являющиеся подсказкой к заданному слову. Каждая верёвочка – это очередной отдельный знак-подсказка, после которого группа, отгадывающая слово, должна назвать вариант ответа. Чем с меньшего количества попыток будет отгадано слово, тем больше шансов у группы (или отдельного участника) стать победителем в этой игре.

 

Угадай, сколько верёвочек

Варианты:

Вариант 1. Несколько небольших верёвочек кладутся в непрозрачный пакет или мешок. Задача игроков – наощупь точно и быстро определить количество верёвочек.

Вариант 2.  Несколько небольших верёвочек связываются в один «узел-клубок». Задача участников: не развязывая этот «узел-клубок», быстро и точно определить количество верёвочек в нём.

Вариант 3. К одному из участников привязывается несколько небольших верёвочек, после чего он в течение примерно одной минуты максимально быстро двигается по игровой комнате, площадке (танцует, приседает, подпрыгивает, крутится, быстро шагает в разные стороны и т.п.). Задача остальных участников: определить точное количество верёвочек, привязанных к нему.

Вариант 4. Несколько верёвочек связываются друг с другом в одну длинную верёвку, после чего ведущий, взявшись за один конец получившейся верёвки, в течение 20-30 секунд быстро двигает её по площадке. Игрокам необходимо точно определить количество маленьких верёвочек, из которых связана длинная верёвка.

Вариант 5. Некоторое количество верёвочек заталкиваются в прозрачную (стеклянную или пластмассовую) банку (или бутылку). Здесь также участникам необходимо (разумеется, не вынимая верёвочек из банки) правильно определить количество верёвочек в банке.

 

Скованные одной цепью

На территории игровой площадки разбрасывается определённое количество небольших верёвочек (длиной примерно 1 м.). Всем участникам игры завязываются глаза, после чего они одной рукой берутся за длинную верёвку, растянутую через всю площадку (верёвка должна быть натянута не сильно, а так, чтобы она немного провисала – это позволит участникам слегка оттягивать её в ту или иную сторону).

Задача участников состоит в том, чтобы, не отцепляясь от верёвки, наощупь искать и находить разбросанные по игровой площадке короткие верёвочки. Найдя такую верёвочку, игрок может привязать её одним концом к длинной верёвочке и в дальнейшем держаться уже за непривязанный конец этой верёвочки. То есть, чем больше верёвочек находит игрок, тем больше то расстояние, на которое он может удаляться от общей верёвки и, соответственно, тем больше у него шансов найти другие верёвочки.

Игра может иметь разные финалы:

- пока каждый игрок не найдёт хотя бы по одной верёвочке,

- пока все игроки не смогут настолько разойтись в стороны (держась при этом за привязанные верёвочки), что способны будут свободной рукой задевать край игровой площадки (стены игровой комнаты).

В зависимости от выбранного финала игры, в каждом случает тактика и стратегия взаимодействия участников могут быть разными.

 

Верёвочный снайпер

Это может быть как соревнование между отдельными игроками или группами, так и часть испытания, через которое проходят участники каких-либо больших игр.

Суть игрового конкурса заключается в следующем: одному или нескольким (в зависимости от предварительной договорённости) участникам привязываются (или прицепляются с помощью булавок) несколько коротких (примерно 1 м.) верёвочек. Верёвочки желательно привязывать к «малоуправляемым» частям тела (к элементам одежды): к локтям, поясу, плечам, коленям, на спину и т.п. Перед игроком (игроками) ставится бутылка с узким горлышком. Задача игрока: попасть каждой верёвочкой (не прикасаясь к ней) в бутылочное горлышко.

Последовательность верёвочек определяется либо ведущим (или игроком-соперником), либо самим игроком.

Также разными могут быть и правила игры, предполагающие участие других членов группы: они либо помогают «главному» игроку, поддерживая его (к примеру, если верёвочка зафиксирована на спине, с задней стороны колена, на боку и т.п.), либо участвуют только в качестве зрителей.

 

Верёвочный художник

Принципиальное отличие этой формы от предыдущей заключается в том, что здесь к участнику привязывается (желательно, тоже к «малоуправляемым» частям тела) верёвочка с разлохмаченным концом (либо к самой верёвочке привязывается кисточка). Участник старается обмакнуть конец верёвочки (или привязанной кисточки) в краску, а затем, не трогая верёвочку руками, нарисовать на листе бумаги (лежащем на полу) какой-либо простой рисунок. Тематику рисунка может определить ведущий игры. Победитель (если это игра-конкурс) оценивается по качеству рисунка и по скорости его написания.

 

Верёвочное «минное поле»

Игра проводится по типу «минное поле» (подробнее смотреть пример «Минное поле»): участники с закрытыми (завязанными) глазами по очереди проходят через «минное поле», слушая и выполняя подсказки других игроков. Верёвочки и верёвки здесь используются в качестве игровых «мин».

Варианты:

Узкая тропинка

Из двух достаточно длинных верёвок выкладывается некое подобие узкой тропинки (расстояние между двумя верёвками должно быть примерно равным длине стопы). Участник должен пройти по этой «верёвочной тропинке», не выходя за её пределы и не наступая на верёвки – края «тропинки».

Опасные лианы

Над «минным полем» подвешивается определённое количество верёвочек разной длины (чем больше верёвочек, тем сложнее задание).

Змеиное логово

Верёвочки небольшой длины разбросаны по «минному полю». Это – «ядовитые змеи». Проходящий через «минное поле» не должен наступать на этих «змей».