Технологии / Мыследеятельностная игра «Хорошее определение»

Количество проектов: 
18

Классификация по форме

Тренинговое упражнение на выработку понятийного аппарата.

Описание технологии

Формирование понятийного аппарата – стандартная процедура обеспечения эффективной коммуникации. Его отсутствие осложняет диалог, приводит к значительной потере времени. Принятие какого-либо понятия осложняется, если в обществе не сложилось его общепринятого значения.

Мыследеятельностная игра «Хорошее определение» позволяет относительно конкретной категории:

Кроме того, игра знакомит участников с логическими правилами определения объектов.

Игра «Хорошее определение» проводится в несколько этапов. Общее время игры от 30 до 90 минут.

Этап

Задания

Визуализация

Время, мин

1

Собственное определение

Попытаемся понять что такое …

Возьмите лист бумаги. Напишите на нем крупными буквами собственное определение этого понятия. Не забудьте подписать свое имя и дату. Ваше определение может войти в историю.

нет

5

2

Выставка

Кто готов, может прикрепить свой лист на доску. Здесь же поместим определения других авторов.

Коллекция определений российских и зарубежных авторов

3

3

Мини-лекция

Логика* определяет несколько правил «хорошего определения»:

- Определение должно быть соразмерным.

- Определение не должно заключать в себе круга.

- Определение должно быть ясным.

- Определение не должно быть отрицательным

* В.Кириллов, А.Старченко. Логика – Москва. Юристъ. 2004

Диаграммы Эйлера

10

4

Экспертиза

Прочитайте определения и выберите три, которые вам наиболее понравились. Отметьте их маркером.

Выставка определений

10

5

Счетная комиссия

Попросим двух человек выбрать определения, набравшие максимальное количество выборов. Перевесим их на отдельную доску.

Три лучших определения

1

6

Мозговой штурм

Давайте выделим и запишем существенные признаки определяемого понятия.

Список признаков

15

7

Резюме

Итак, мы выделили существенные признаки и определили понятие…

нет

3

       

47

Коллекцию определений, включая собственные, рекомендуется предоставить участникам в раздаточном материале по итогам тренинга.

Опыт применения

Первоначально игра была разработана и апробирована в рамках базового курса организационно-деятельностного тренинга для Национальной общественной образовательной программы «Кадровый резерв гражданского общества»™. Сейчас авторская коллекция содержит более 50 определений тренинга.

В дальнейшем сфера применения технологии значительно расширилась.

Авторские права

Дмитрий Сергеев (2005, Челябинск, Россия)