Технологии / Мыслеобраз «Острова в океане»

Количество проектов: 
12

Классификация по форме

Метод оценки эффективности проектируемых общественных событий.

Описание технологии

Проектируя общественное событие, авторы прогнозируют достижение цели на основе опыта и интуиции. Что допускает большую вероятность ошибки, особенно у начинающих. Риск можно снизить, если использовать для прогноза определенный алгоритм.

Достижение цели зависит от решения системы взаимосвязанных задач. Чаще всего ошибки социального проектирования заключаются как раз в несовершенстве этой системы. Не предусмотрены все необходимые шаги. Нарушена последовательность их реализации. Задачи не обеспечены ресурсами. Отсутствуют процедуры развития.

Мыслеобраз «Острова в океане» облегчает формирование системы задач и представляет собой своеобразную формулу социального проектирования. Он легко запоминается и может быть использован для проектирования деловой игры, тренинга, молодежного лагеря, детского праздника, образовательной среды и других социальных систем. Технология, также, может использоваться для экспертизы проектов в рамках грантовых конкурсов или их итоговой оценки.

В основе технологии лежит гипотеза о существовании системы задач, совокупность которых может обеспечить достижение цели общественного события:

+ Определение динамической системы целей

+ Организация безопасного деятельностного пространство, обеспечение права на ошибку

+ Создание игровой интриги и условий для творческого акта

+ Обеспечение возможности практики и вариативности деятельности

+ Обеспечение динамики события

+ Создание условий для рефлексивных эпизодов и переживания успеха

+ Формирование образовательного пространства

+ Управление развитием микро и макрогрупповой динамики

+ Создание эмоциональной привлекательности и зрелищности

+ Создание ситуации партнерства и творческого сотрудничества

= Успешное общественное событие

Мыслеобраз «Острова в океане» представляет собой визуальное представление данной гипотезы. В нем в качестве метафоры используется рисунок, каждый элемент которого ассоциативно связан с одной из необходимых задач:

Система задач

Метафора

Динамическая система целей

Острова + линия горизонта

Деятельностное пространство

Океан

Игровая интрига

Акула

Вариативность деятельности

Пловец, лодка, дирижабль

Динамика события

Движение к островам

Рефлексивные эпизоды

Берег

Образовательное пространство

Школа

Микро и макрогрупповая динамика

Экипаж лодки и дирижабля

Эмоциональная привлекательность

Флаги + алые паруса

Партнерство

Ученик и учитель

Создавая ассоциативные связи проектируемых действий с элементами мыслеобраза, можно с достаточной степенью уверенности прогнозировать достижение целей события, находить ошибки в системе задач и, соответственно, совершенствовать проект.

Опыт применения

Метод был разработан в 2002 году для экспертной оценки эффективности игровых отборов стипендиальной программы Владимира Потанина. Далее широко использовался для оценки качества тренингов, программ детских и молодежных лагерей, игровых событий, как на этапе проектирования, так и по итогам их реализации. В то же время, границы применения этой технологии ещё далеко не изучены.

Авторские права

Дмитрий Сергеев (2003, Владивосток-Обнинск, Россия)