Технологии / Организационно-деятельностные импровизации (ОДи)

Количество проектов: 
35

Классификация и область применения

Данная технология относится к классу частных техник и является оригинальным вариантом ролевых игр, созданных на основе метода психодрамы (© Якоб Леви Морено, 1889-1974). Она может использоваться на тренингах для формирования представлений о внутренних противоречиях социальных систем и способах их разрешения.

Отличительными особенностями организационно-деятельностных импровизаций являются:

  • ориентация на решение задач организационного развития;
  • наличие авторского сюжета;
  • использование театральной формы;
  • организация рефлексивного анализа ОДи.

Стратегия достижения цели

Проблематизация участников возникает в ходе проживания искусственно созданных игровых ситуаций, где стандартные способы разрешения противоречий перестают работать или становятся неэффективными. Эффект усиливается за счет публичности действия. Результат достигается за счет осмысления в рамках итоговой рефлексии приобретенного игрового опыта.

Рекомендуемая длительность ОДи – не более 3 часов.

Мизансцена выстраивается, как правило, в центре тренингового круга. Так как это позволяет избежать сценического барьера между зрителями и актерами, и дает возможность подключения к действию в его ходе новых участников. Можно использовать имеющуюся мебель, флипчарт (мультимедийный проектор) для создания визуальных и текстовых образов, минимальный реквизит.

Ведение обеспечивается режиссером (тренером), который формулирует предлагаемые обстоятельства и игровые задачи, контролирует групповую динамику и соответствие развития сюжета целям игры. Тренер должен обратить внимание участников на необходимость четкого и громкого проговаривания своих реплик.

Сценарий игры предварительно обсуждается с заказчиком с целью максимального приближения его к существующим реалиям. Всё действие разбивается на 4-6 актов, последовательно демонстрирующих развитие конфликта. Длительность каждого акта от 5 до 15 минут. Рекомендуется  следующий сценарный план: 

игровые задачи

длительность

целеполагание и инструктаж участников   до 10 минут
завязка сюжета от 1 до 2 актов до 30 минут
развитие и кульминация сюжета от 2 до 3 актов до 40 минут
развязка, неожиданный финал 1 акт до 15 минут
итоговая рефлексия   до 1 часа
итого   до 3 часов

При разработке сценария действие разносится в разные периоды времени и территориальные пространства. Это позволяет демонстрировать отдаленные последствия принятых ранее управленческих решений.Между актами режиссер проговаривает развитие событий, вводит новые обстоятельства и действующих лиц. Возможен краткий анализ действий участников с обязательной эмоциональной окраской (сожаление, ирония, восхищение, драматизация).

Подбор участников на роли осуществляется тренером, исходя из общего впечатления (компетентность, темперамент, внешность), полученного в ходе предварительного знакомства. Для каждой роли режиссер проговаривает краткую характеристику личности и цели, которые участник будет пытаться достигнуть в ходе каждого акта.

Действуя в предлагаемых обстоятельствах, не имея, зачастую, четкого представления о возможных поступках своих партнеров, не имея времени на продумывание собственных шагов, участники принимают решения на основе имеющегося опыта. Что, естественно, приводит к многочисленным коллизиям, последующий разбор которых позволяет вычленить существующие проблемы и пути их разрешения.

Хороший результат может дать управляемый конфликт, инициируемый участником со скрытой позицией (неизвестной остальным). Такие содержательные или эмоциональные интервенции позволяют акцентировать внимание на наиболее важных процессах. Естественно, что в ходе «разбора полетов» игровой характер роли должен быть раскрыт, чтобы не переносить возникающие эмоции на последующие отношения участников тренинга.

Эффективность применения технологии можно значительно повысить, если использовать видеосъемку, осуществляемую помощником режиссера. Правда это займет значительно больше времени. 

Опыт применения

Технология была разработана и апробирована автором для демонстрации возможных противоречий, возникающих в ходе создания, внедрения и массового применения социальных технологий в ходе деловой игры, организованной центром «Демократия и развитие» Института молодежи в 1999 году.В дальнейшем технология неоднократно использовалась для решения задач организационного развития различных организаций:

  • в ходе тренингов командообразования и тренингов для тренеров Росийско-Немецкого дома в Москве (2004-2006 годы);
  • для анализа стратегических решений развития Национального Совета молодежных и детских объединений России (Рязань, 2007 год);
  • при проектировании деятельности молодежных организаций на промышленных предприятиях в ходе семинара для специалистов по молодежной работе Института международных социально-гуманитарных связей (Москва, 2007 год). 

Авторские права

© Дмитрий Сергеев, 1999 год

Примечание

Не путать с ОДИ – Организационно-Деятельностной Игрой (© Георгий Щедровицкий, 1929-1994).