Технологии / Мыследеятельностная игра «Яма»

✓ Выбор НСПТ
Количество проектов: 
74

Классификация по форме

Тренинговое упражнение по теме «Постановка социальной проблемы».

Описание технологии

Определение и формулировка социальной проблемы – одна из важнейших и, в то же время, наиболее трудных тем любого организационно-деятельностного тренинга. Формальное отношение к ней приводит в дальнейшем к тому, что участники испытывают трудности в постановке целей и, что гораздо опаснее, организации проектной деятельности.

Мыследеятельностная игра «Яма» - эффективное тренинговое упражнение, позволяющее решить несколько задач:

Игра может быть проведена как в малой, так и в большой группе. Автор имеет успешный опыт её проведения для группы в 200 человек.

Игра состоит из 9 этапов. Листы с результатами групповой работы прикрепляются на доску. Общее время игры – от 30 до 90 минут.

Этап

Задания

Визуализация

Время, мин.

1

Целеполагание

Цель игры – научиться формулировать проблемы. Для этого нужно разделиться на 3 (4) группы.

нет

1

2

Задание 1

На дороге яма. В неё падают люди и получают травмы. Каждая группа должна сформулировать проблему и написать её на листе бумаги. У вас 5 минут.

Рисунок ямы и падающих в неё людей

5

3

Обсуждение групповых докладов

Каждой группе можно задать только 3 вопроса.

Листы с формулировками проблемы

10

4

Задание 2

Определите действия, необходимые для решения сформулированной вами проблемы. Запишите их на листе бумаги. У вас 5 минут.

нет

5

5

Обсуждение групповых докладов

Каждой группе можно задать только 3 вопроса.

Листы с перечнем необходимых действий

10

6

Задание 3

Определите примерную стоимость вашего проекта. Напишите её на листе бумаги. У вас 5 минут.

нет

5

7

Обсуждение групповых докладов

Каждой группе можно задать только 3 вопроса.

Листы со стоимостью проекта

10

8

Обсуждение итогов игры

Какие ошибки были допущены в ходе игры? Что такое проблема? Как определение проблемы влияет на деятельность и стоимость проекта? Как формулировать проблему?

Список замечаний на флипчарте

10

9

Мини-лекция

Что такое проблема. Как формируется проблемное поле. Определение ключевой проблемы. Как формулировать проблему.

Мыслеобраз «Проблемное поле» + 5 правил формулировки проблемы

10

       

66

Опыт применения

Первая публичная демонстрация игры состоялась 6 ноября 2004 года в рамках проведения первого всероссийского конкурса по социальному проектированию, организованного детской общественной организацией «Малая академия наук «Интеллект будущего»». В том же году технология использовалась на всероссийском конкурсе лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века» и в последующем вошла в программу курса по проектному менеджменту Национальной общественной образовательной программы «Кадровый резерв гражданского общества»™.

Авторские права

Александр Кострикин (идея, Санкт-Петербург, Россия), Дмитрий Сергеев (технология, 2004, Обнинск, Россия)