Технологии / Техника модерации смысловых дискуссий "Морской бой++" версия 2010-1

Количество проектов: 
5

1.    Цель…

… – осмысление смысловых феноменов.

 

2.    Источники

Данная технология основана на КТД «Разнобой» (© И.П.Иванов, д.п.н., Ленинград, «100 коллективных творческих дел коммуны им. А.С.Макаренко») и продолжением экспериментов с использованием классической игры «Морской бой» для модерации массовых стратегических дискуссий (© «Союз друзей», Обнинск, технология «Фестиваль приключений», 1993 г).

 

3.    Мезансцена

  • Зал с подвижной мебелью
  • Стулья по количеству участников
  • Звукоусиление
  • Шесты – 4 шт.
  • Бумага А4 – 4 листа
  • Бумажный скотч
  • Вопросы на отдельных карточках разного цвета (с ответами и без ответов)
  • Пиратские (морские) костюмы

 

4.    Ролевые позиции

  • Ведущий (он же адмирал, он же высший разум) – ведение, консультирование, комментарии, оценка
  • DJ – микрофон, отбивки
  • «Великая армада» (орггруппа) – внешняя активизация участников, эмоциональные интервенции, адреналин
  • Руководители команд (делегаций) – активизация участников изнутри, личностный рост
  • Участники

 

5.    Порядок проведения

  • В зал входит адмирал в кителе при орденах. Общее построение. Объявление начала маневров. Крики: Ура!
  • Формирование экипажей – деление на группы (3-4). Строительство кораблей из стульев (по количеству членов команды). Выборы капитана. Название корабля. Изготовление и подъем флага.
  • Объяснение плана маневров (правил игры). Раскладывание на столе адмиральского арсенала (заготовленных заранее вопросов).
  • Подготовка в экипажах собственных секретных вопросов (боеприпасов) по теме дискуссии. Разрешается использовать мобильный интернет.
  • Появление команды «Великой пиратской армады». Вызывающее поведение орггруппы.
  • Начало маневров. Первый выстрел команды «Великой армады».
  • Перестрелка с комментариями и перестановкой стульев (не более одного часа).
  • Последний выстрел (шанс) самой слабой команде – цена выстрела 5 стульев. Отвечают все экипажи поочереди.
  • Подведение итогов: адмиральское резюмирование смыслов, расстановка акцентов. Награждение всех экипажей.
  • Наведение порядка в зале.

 

6.    Правила игры

Экипажи имеют право выбора:

  • Направления выстрела (кому задать вопрос)
  • Силы выстрела (сложность вопроса) – снаряд (цена 1 стул, вопросы с вариантами ответа) или торпеда (цена 2 стула, вопросы без вариантов ответа) – определяется цветом карточки
  • Арсенала (использование собственных или адмиральских вопросов).
  • «Великой армаде» задают только собственные вопросы, так как адмиральские вопросы орггруппа знает.

 

Адмирал оценивает правильность и полноту ответа, дает необходимые комментарии и принимает решение о степени повреждения кораблей после каждого вопроса-выстрела, приняв ответы команд – той, кому задан вопрос; и той, которая задавала вопрос.

Повреждение корабля определяется по следующей схеме:

  • Неправильный ответ обеих команд – минус 1 или 2 стула в зависимости от силы выстрела. Стулья  забирает себе адмирал.
  • Правильный ответ обеих команд – без изменений.
  • Неправильный ответ обороняющихся при правильном ответе нападающих – 1 или 2 стула из корабля обороняющихся передаются кораблю нападающих.
  • Правильный ответ обороняющихся при неправильном ответе нападающих – 1 или 2 стула из корабля нападающих передаются кораблю обороняющихся.

 

В случае потери стульев оставшиеся сдвигаются, уменьшая периметр борта корабля. Корабль считается потопленным и команда проигравшей, если команде не на чем плавать (стульев не осталось).

Риски: при использовании технологии необходимо учитывать, что игровая форма может спровоцировать смещение смысловых акцентов с содержания дискуссии на стратегию боя.

 

7.    Опыт апробации

Авторский коллектив впервые апробировал технологию в ходе Фестиваля добровольцев Ямала «Равный поможет равному» 26 ноября 2010 г. в Тюмени в лагере «Дружба». Тема: ценности добровольчества. Состав участников: актив добровольческих организаций школьников.

 

8.    Варианты использования

Технология может быть использована для дискуссии на произвольную тему в группе от 20 до 100 человек, в том числе  низкомотивированной на диалог и размышления. В большей группе смыслы дискуссии могут теряться из-за активной формы.

Технология также может использоваться для контроля знаний по итогам образовательных тематических курсов или для мотивации к обучению.

 

9.           Распространение технологии

Данная частная техника относится к классу открытых авторских технологий для бесплатного распространения. Ссылка на Авторское агентство НСПТ обязательна!

 

10.          Примеры вопросов по добровольчеству

10.1.             В чем разница между добровольчеством и волонтерством?

  • Это синонимы
  • Волонтеры за границей, а добровольцы в России
  • Доброволец имеет книжку добровольца
  • Волонтеры проходят специальную подготовку

 

10.2.             Кто такой доброволец?

  • Это волонтер
  • Работает бесплатно на благо общества и не для своей семьи
  • Работает по доброй воле бесплатно на благо общества и не для своей семьи
  • Офицер армии Врангеля

 

10.3.             Какой закон определяет понятие доброволец?

  • Хартия олимпийца (1924)
  • Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях (1995)
  • Закон об общественных объединениях (1995)
  • Закон о социальной помощи населению (1998)

 

10.4.             Когда празднуется всемирный день добровольцев?

  • 5 декабря
  • 12 августа
  • 4 ноября
  • 21 апреля

 

10.5.             В каком возрасте можно быть добровольцем?

  • С 8 до 30 лет
  • В любом возрасте
  • С 14 лет
  • У мужчин до 60 лет, а у женщин до 55 лет

 

10.6.             Являются ли члены школьного самоуправления добровольцами?

  • Нет – их выбирают
  • Да – они вступили в объединение добровольно
  • Нет – они это делают для себя
  • Да – они любят это делать

 

10.7.             При каком президенте был принят Закон о добровольчестве?

  • При Ельцине
  • При Путине
  • При Медведеве
  • Такого закона нет 

10.8.             Засчитывается ли добровольческий труд в трудовой стаж?

  • Да, при наличии трудовой книжки
  • Да, при наличии личной книжки волонтера
  • Нет, так как не оплачивается
  • Нет, так как нет закона о добровольчестве

 

10.9.             Сколько стоит один час работы добровольца?

  • Нисколько
  • Зависит от стажа
  • 27 руб.
  • 1 Евро

 

10.10.        В каком городе находится штаб добровольческих объединения Ямала?

  • Салехард
  • Ноябрьск
  • Тюмень
  • Такого штаба нет

 

10.11.        Может ли водитель автобуса быть добровольцем?

  • Да, если он работает бесплатно и не для себя
  • Да, если у него есть водительские права
  • Да, если он платит налоги
  • Да, если он зарегистрировался на сайте http://jaba.ru

 

10.12.        Что является главной наградой для добровольца?

  • Футболка
  • Бесплатный обед
  • Почетный знак «Доброволец России»
  • Сама работа

 

10.13.        Является ли посадка деревьев во время урока биологии добровольческой акцией?

  • Нет – это учебная деятельность
  • Нет – это принудиловка
  • Нет – если за это поставлены оценки в журнал
  • Нет – если об этом нет решения школьного самоуправления

 

10.14.        Можно ли привлекать к добровольческой акции родственников?

  • Да, если они могут быть полезны
  • Да, если они не против
  • Да, если некому помочь
  • Да, если это младшие братья и сестры

 

10.15.        Можно ли быть добровольцем не являясь членом добровольческого объединения?

  • Нет, по Закону об общественных объединениях
  • Да, добровольчество это всегда личный выбор
  • Нет, это должна быть публичная деятельность
  • Да, если ты исключен из состава добровольческого объединений

 

10.16.        Обязан ли доброволец обеспечивать себя спецодеждой?

  • Да, если у него рост выше 2 метров
  • Может, если предстоит грязная работа
  • Принуждение добровольцев недопустимо
  • Это обязанность организаторов

 

10.17.        Является ли предоставление личного мобильного телефона для общественных нужд добровольчеством?

  • Нет – это не труд
  • Только с согласия родителей
  • Конечно – это личный вклад в общее дело
  • Да, если трафик оплачен из бюджета проекта

 

10.18.        Может ли добровольческое объединение зарабатывать деньги?

  • Это запрещено законом
  • Это разрешено законом
  • Это противоречит ценностям добровольчества
  • Только с разрешения органов муниципального управления

 

10.19.        Может ли доброволец отказаться от участия в добровольческой акции?

  • Только по уважительной причине
  • Только по решению добровольческого объединения
  • Может без объяснения причин
  • Если это противоречит его религиозным убеждениям

 

10.20.        Выгодно ли быть добровольцем?

  • Если это выгодно, то это не добровольчество
  • Это выгодно только обществу
  • Это, прежде всего, жизненный опыт
  • Это выгодно всем – добровольцам, обществу, государству

 

11.          Отзывы участников по итогам апробации технологии

Вопрос: Для чего был нужен «Морской бой»?

  • Научить нас работать в команде.
  • Для сплочения команды.
  • Показать себя и посмотреть на других.
  • Узнать побольше о добровольчестве.
  • Понять, насколько мы знаем и понимаем добровольчество.
  • Узнать, насколько мы готовы быть добровольцами.
  • Проверить и дать новые знания.