Технологии / Техника модерации смысловых дискуссий "Морской бой++" версия 2010-1
1. Цель…
… – осмысление смысловых феноменов.
2. Источники
Данная технология основана на КТД «Разнобой» (© И.П.Иванов, д.п.н., Ленинград, «100 коллективных творческих дел коммуны им. А.С.Макаренко») и продолжением экспериментов с использованием классической игры «Морской бой» для модерации массовых стратегических дискуссий (© «Союз друзей», Обнинск, технология «Фестиваль приключений», 1993 г).
3. Мезансцена
- Зал с подвижной мебелью
- Стулья по количеству участников
- Звукоусиление
- Шесты – 4 шт.
- Бумага А4 – 4 листа
- Бумажный скотч
- Вопросы на отдельных карточках разного цвета (с ответами и без ответов)
- Пиратские (морские) костюмы
4. Ролевые позиции
- Ведущий (он же адмирал, он же высший разум) – ведение, консультирование, комментарии, оценка
- DJ – микрофон, отбивки
- «Великая армада» (орггруппа) – внешняя активизация участников, эмоциональные интервенции, адреналин
- Руководители команд (делегаций) – активизация участников изнутри, личностный рост
- Участники
5. Порядок проведения
- В зал входит адмирал в кителе при орденах. Общее построение. Объявление начала маневров. Крики: Ура!
- Формирование экипажей – деление на группы (3-4). Строительство кораблей из стульев (по количеству членов команды). Выборы капитана. Название корабля. Изготовление и подъем флага.
- Объяснение плана маневров (правил игры). Раскладывание на столе адмиральского арсенала (заготовленных заранее вопросов).
- Подготовка в экипажах собственных секретных вопросов (боеприпасов) по теме дискуссии. Разрешается использовать мобильный интернет.
- Появление команды «Великой пиратской армады». Вызывающее поведение орггруппы.
- Начало маневров. Первый выстрел команды «Великой армады».
- Перестрелка с комментариями и перестановкой стульев (не более одного часа).
- Последний выстрел (шанс) самой слабой команде – цена выстрела 5 стульев. Отвечают все экипажи поочереди.
- Подведение итогов: адмиральское резюмирование смыслов, расстановка акцентов. Награждение всех экипажей.
- Наведение порядка в зале.
6. Правила игры
Экипажи имеют право выбора:
- Направления выстрела (кому задать вопрос)
- Силы выстрела (сложность вопроса) – снаряд (цена 1 стул, вопросы с вариантами ответа) или торпеда (цена 2 стула, вопросы без вариантов ответа) – определяется цветом карточки
- Арсенала (использование собственных или адмиральских вопросов).
- «Великой армаде» задают только собственные вопросы, так как адмиральские вопросы орггруппа знает.
Адмирал оценивает правильность и полноту ответа, дает необходимые комментарии и принимает решение о степени повреждения кораблей после каждого вопроса-выстрела, приняв ответы команд – той, кому задан вопрос; и той, которая задавала вопрос.
Повреждение корабля определяется по следующей схеме:
- Неправильный ответ обеих команд – минус 1 или 2 стула в зависимости от силы выстрела. Стулья забирает себе адмирал.
- Правильный ответ обеих команд – без изменений.
- Неправильный ответ обороняющихся при правильном ответе нападающих – 1 или 2 стула из корабля обороняющихся передаются кораблю нападающих.
- Правильный ответ обороняющихся при неправильном ответе нападающих – 1 или 2 стула из корабля нападающих передаются кораблю обороняющихся.
В случае потери стульев оставшиеся сдвигаются, уменьшая периметр борта корабля. Корабль считается потопленным и команда проигравшей, если команде не на чем плавать (стульев не осталось).
Риски: при использовании технологии необходимо учитывать, что игровая форма может спровоцировать смещение смысловых акцентов с содержания дискуссии на стратегию боя.
7. Опыт апробации
Авторский коллектив впервые апробировал технологию в ходе Фестиваля добровольцев Ямала «Равный поможет равному» 26 ноября 2010 г. в Тюмени в лагере «Дружба». Тема: ценности добровольчества. Состав участников: актив добровольческих организаций школьников.
8. Варианты использования
Технология может быть использована для дискуссии на произвольную тему в группе от 20 до 100 человек, в том числе низкомотивированной на диалог и размышления. В большей группе смыслы дискуссии могут теряться из-за активной формы.
Технология также может использоваться для контроля знаний по итогам образовательных тематических курсов или для мотивации к обучению.
9. Распространение технологии
Данная частная техника относится к классу открытых авторских технологий для бесплатного распространения. Ссылка на Авторское агентство НСПТ обязательна!
10. Примеры вопросов по добровольчеству
10.1. В чем разница между добровольчеством и волонтерством?
- Это синонимы
- Волонтеры за границей, а добровольцы в России
- Доброволец имеет книжку добровольца
- Волонтеры проходят специальную подготовку
10.2. Кто такой доброволец?
- Это волонтер
- Работает бесплатно на благо общества и не для своей семьи
- Работает по доброй воле бесплатно на благо общества и не для своей семьи
- Офицер армии Врангеля
10.3. Какой закон определяет понятие доброволец?
- Хартия олимпийца (1924)
- Закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях (1995)
- Закон об общественных объединениях (1995)
- Закон о социальной помощи населению (1998)
10.4. Когда празднуется всемирный день добровольцев?
- 5 декабря
- 12 августа
- 4 ноября
- 21 апреля
10.5. В каком возрасте можно быть добровольцем?
- С 8 до 30 лет
- В любом возрасте
- С 14 лет
- У мужчин до 60 лет, а у женщин до 55 лет
10.6. Являются ли члены школьного самоуправления добровольцами?
- Нет – их выбирают
- Да – они вступили в объединение добровольно
- Нет – они это делают для себя
- Да – они любят это делать
10.7. При каком президенте был принят Закон о добровольчестве?
- При Ельцине
- При Путине
- При Медведеве
- Такого закона нет
10.8. Засчитывается ли добровольческий труд в трудовой стаж?
- Да, при наличии трудовой книжки
- Да, при наличии личной книжки волонтера
- Нет, так как не оплачивается
- Нет, так как нет закона о добровольчестве
10.9. Сколько стоит один час работы добровольца?
- Нисколько
- Зависит от стажа
- 27 руб.
- 1 Евро
10.10. В каком городе находится штаб добровольческих объединения Ямала?
- Салехард
- Ноябрьск
- Тюмень
- Такого штаба нет
10.11. Может ли водитель автобуса быть добровольцем?
- Да, если он работает бесплатно и не для себя
- Да, если у него есть водительские права
- Да, если он платит налоги
- Да, если он зарегистрировался на сайте http://jaba.ru
10.12. Что является главной наградой для добровольца?
- Футболка
- Бесплатный обед
- Почетный знак «Доброволец России»
- Сама работа
10.13. Является ли посадка деревьев во время урока биологии добровольческой акцией?
- Нет – это учебная деятельность
- Нет – это принудиловка
- Нет – если за это поставлены оценки в журнал
- Нет – если об этом нет решения школьного самоуправления
10.14. Можно ли привлекать к добровольческой акции родственников?
- Да, если они могут быть полезны
- Да, если они не против
- Да, если некому помочь
- Да, если это младшие братья и сестры
10.15. Можно ли быть добровольцем не являясь членом добровольческого объединения?
- Нет, по Закону об общественных объединениях
- Да, добровольчество это всегда личный выбор
- Нет, это должна быть публичная деятельность
- Да, если ты исключен из состава добровольческого объединений
10.16. Обязан ли доброволец обеспечивать себя спецодеждой?
- Да, если у него рост выше 2 метров
- Может, если предстоит грязная работа
- Принуждение добровольцев недопустимо
- Это обязанность организаторов
10.17. Является ли предоставление личного мобильного телефона для общественных нужд добровольчеством?
- Нет – это не труд
- Только с согласия родителей
- Конечно – это личный вклад в общее дело
- Да, если трафик оплачен из бюджета проекта
10.18. Может ли добровольческое объединение зарабатывать деньги?
- Это запрещено законом
- Это разрешено законом
- Это противоречит ценностям добровольчества
- Только с разрешения органов муниципального управления
10.19. Может ли доброволец отказаться от участия в добровольческой акции?
- Только по уважительной причине
- Только по решению добровольческого объединения
- Может без объяснения причин
- Если это противоречит его религиозным убеждениям
10.20. Выгодно ли быть добровольцем?
- Если это выгодно, то это не добровольчество
- Это выгодно только обществу
- Это, прежде всего, жизненный опыт
- Это выгодно всем – добровольцам, обществу, государству
11. Отзывы участников по итогам апробации технологии
Вопрос: Для чего был нужен «Морской бой»?
- Научить нас работать в команде.
- Для сплочения команды.
- Показать себя и посмотреть на других.
- Узнать побольше о добровольчестве.
- Понять, насколько мы знаем и понимаем добровольчество.
- Узнать, насколько мы готовы быть добровольцами.
- Проверить и дать новые знания.